Содержание Статьи:
Автомобильный аккумулятор – ключевой элемент для запуска двигателя и работы электрооборудования, но выбор подходящей модели часто окутан мифами и противоречивой информацией. Чтобы помочь вам разобраться в многообразии предложений, специалисты интернет-магазина akkumulyator.by помогли нам подготовить этот подробный обзор. Мы разберем основные типы аккумуляторов, их особенности и ключевые параметры, на которые стоит обращать внимание при покупке. Особое внимание уделим современным технологиям AGM и EFB, которые можно выгодно приобрести в Минске.
Устройство аккумулятора: WET (SLI), EFB, AGM, GEL. Внешне похожие, но внутри – разные технологии. Перед тем, как купить аккумулятор в Минске, важно понимать, какой тип подойдет вашему автомобилю.
Тип аккумулятора (WET, EFB, AGM и GEL) обычно указан на корпусе и важен при выборе зарядного устройства, так как каждый тип требует своего способа зарядки.
Типы автомобильных АКБ
По внутреннему устройству АКБ делятся на две группы: с жидким электролитом (WET/SLI и усиленные EFB) и герметичные VRLA (AGM и GEL).
WET (SLI): классические АКБ с жидким электролитом
WET (или SLI) – традиционный свинцово-кислотный аккумулятор с жидким электролитом, проверенный временем. Эти аккумуляторы до сих пор устанавливаются на многие автомобили с завода благодаря своей доступной цене и достаточной эффективности для обычных условий эксплуатации.
На крышке WET-аккумуляторов часто можно увидеть сервисные пробки для контроля уровня и плотности электролита, а также для долива дистиллированной воды. Такие аккумуляторы считаются обслуживаемыми. Однако, их активно заменяют малообслуживаемые (MF), необслуживаемые (CMF) и герметичные необслуживаемые (SMF) аккумуляторы. В этих моделях потеря электролита сведена к минимуму благодаря использованию кальция, поэтому долив воды не требуется. Это удобно для большинства автовладельцев, которые предпочитают установить аккумулятор и забыть о нем до замены.
Однако, в сложных условиях эксплуатации WET-аккумуляторы быстро выходят из строя. Использование мощной аудиосистемы, дополнительного освещения, предпускового подогревателя или лебедки значительно сокращает срок службы. А в гибридных автомобилях и машинах с системой Start-Stop применение WET-батарей практически невозможно, так как пластины разрушаются очень быстро. Для таких случаев разработаны более продвинутые аккумуляторы EFB и AGM.
EFB: усиленные АКБ с жидким электролитом
EFB (Enhanced Flooded Battery) – это улучшенная версия аккумулятора с жидким электролитом. В EFB-аккумуляторах используются более толстые пластины, каждая из которых заключена в конверт из специального волокна. Это обеспечивает защиту от сульфатации и осыпания активного вещества при частых циклах разряда-заряда.
EFB-аккумуляторы предназначены для эксплуатации в тяжелых условиях, особенно на автомобилях с системой Start-Stop, где двигатель выключается при каждой остановке. Они также хорошо справляются с питанием мощных потребителей, минимизируя просадки напряжения. Главное преимущество – увеличенный срок службы, поскольку EFB-аккумуляторы менее подвержены негативному воздействию глубоких разрядов. Многие AGM/EFB аккумуляторы в Минске можно купить по отличным ценам.
AGM: аккумуляторы с абсорбированным электролитом
AGM (Absorbent Glass Mat) – это принципиально другая технология. В AGM-аккумуляторах электролит находится в абсорбированном состоянии, впитанный в стекловолокно, расположенное между пластинами. Это позволяет устанавливать аккумулятор в любом положении, использовать в условиях сильной вибрации, регулярно и глубоко разряжать без ущерба для его работы.
AGM-аккумуляторы относятся к классу VRLA (Valve-Regulated Lead-Acid Battery), что означает герметичный корпус и наличие аварийного клапана сброса давления при перезаряде.
Благодаря плотной упаковке пластин, AGM-аккумулятор обеспечивает на 30% больший пусковой ток, чем аккумулятор с жидким электролитом того же типоразмера. Надежность и стойкость к глубоким разрядам также превосходят EFB-аккумуляторы. Это оптимальное решение для гибридов, автомобилей с системой Start-Stop и автомобилей с мощными потребителями энергии. Однако, стоимость AGM-аккумулятора примерно в два раза выше, чем у обычного. В интернет-магазине Akkumulyator.by вы найдете широкий выбор AGM аккумуляторов в Минске.
GEL: гелевые аккумуляторы
Гелевые аккумуляторы (Gel Cell или GEL) – еще одни представители герметичного класса VRLA. В них используется твердый электролит, представляющий собой застывшую смесь кислоты и силикагеля.
Гелевые стартерные автомобильные аккумуляторы практически не встречаются. Они применяются в качестве тяговых в промышленности и на спецтехнике, а также на мотоциклах и скутерах.
Аккумуляторы, которые часто называют гелевыми, на самом деле являются AGM-аккумуляторами, включая спиральные типы. Разницы между аккумуляторами с «плоскими» и «спиральными» пластинами нет, это просто разные форм-факторы.
Аккумуляторная химия: сурьма и кальций
Аккумуляторы отличаются не только конструкцией, но и типом легирующих элементов. Легирование – добавление примесей, улучшающих свойства свинца. Эти присадки влияют на процессы заряда и разряда.
В маркировке указываются легирующие элементы положительных и отрицательных пластин (например, Ca/Ca).
Сурьма (Sb) и кальций (Ca) – основные легирующие элементы. Возможны комбинации и добавление серебра.
Сурьмянистые и малосурьмянистые аккумуляторы (Sb/Sb)
Сурьма – классический легирующий элемент для защиты свинцовых пластин. Недостатки: сильный саморазряд (до 2% в день) и выкипание электролита. Поэтому они всегда обслуживаемые. В современных АКБ содержание сурьмы снижено (малосурьмянистые), но обслуживание все равно требуется.
Плюсы: устойчивость к глубоким разрядам, низкая цена и долгий срок службы при правильном обслуживании. Подходят для редкой эксплуатации и старых автомобилей с низким зарядным напряжением.
Кальциевые аккумуляторы (Ca/Ca)
Легирование кальцием снижает потерю электролита, делая аккумулятор необслуживаемым, и уменьшает саморазряд. Но они чувствительны к глубокому разряду: активное вещество может осыпаться. Требуют регулярной эксплуатации и исправной системы зарядки.
Оптимальное решение для современных автомобилей без Start-Stop. В EFB и AGM-аккумуляторах также используется кальций, но это не афишируется.
Кальциевые аккумуляторы с серебром (Ca/Ca + Silver)
Добавление серебра улучшает стойкость к глубоким разрядам, коррозионную устойчивость и снижает внутреннее сопротивление. Встречается только в премиальных линейках. Существенного влияния на общие характеристики не оказывает, и переплата за серебро может быть неоправданной.
Гибридные аккумуляторы (Sb/Ca или Ca+)
АКБ с кальцием в минусовых и сурьмой в плюсовых пластинах. Попытка объединить достоинства кальциевых и сурьмянистых аккумуляторов. Качество сильно зависит от производителя. Дорогие модели почти не уступают кальциевым, но расход воды все равно есть.
Обычно используются на отечественных автомобилях. Для иномарок предпочтительнее кальциевые аккумуляторы.
Показатели АКБ: ампер-часы и пусковой ток
Основные количественные показатели – ёмкость и пусковой ток.
Ёмкость аккумулятора (ампер-часы)
Номинальная ёмкость отражает, каким током аккумулятор может разряжаться в течение 20 часов. Это количество электричества, которое аккумулятор может запасать и отдавать.
Ёмкость выбирают исходя из объёма и типа двигателя. Малолитражки – 35-55 Ач, бензиновые и дизели – 60 Ач и выше. Рекомендованную ёмкость можно узнать в документации или с помощью онлайн-подбора. А консультанты интернет-магазина Akkumulyator.by помогут вам в выборе.
Резервная ёмкость показывает, сколько времени сможет проехать автомобиль с включенным отопителем и освещением при отказе генератора.
Пусковой ток (ток холодной прокрутки)
Пусковой ток (CCA) – максимальный ток, который аккумулятор может отдавать без просадки напряжения при -18 °C в течение 30 секунд. Отражает, насколько бодро будет крутить стартер в мороз.
Пусковой ток зависит от устройства и технологии производства. Например, AGM выдает больше тока, чем WET при одинаковой ёмкости. Важен при выборе АКБ в холодном климате.
Конструкция АКБ: полярность, клеммы и типоразмер
Важно учитывать конструкцию аккумулятора: размер, тип клемм и полярность.
Полярность аккумулятора
Расположение токовыводов. Бывает прямой и обратной. Определяется положением минусового токовывода: справа – прямая, слева – обратная. На грузовых аккумуляторах полярность определяется наоборот.
Тип клемм
Физический размер токовыводов. Два стандарта: T1 (тонкие клеммы) и Т2 (толстые клеммы).
Типоразмер аккумулятора
Отражает полярность, тип клемм, крепление и физические размеры корпуса. Стандарты: JIS, DIN, EN, SBA, ETN, SAE, ГОСТ. Маркировку можно найти в инструкции к автомобилю или на оригинальной АКБ.